Викентий Вересаев и его повесть "Записки врача"

Викентий Викентьевич Вересаев – врач, писатель и общественный деятель[1]. Особый интерес представляет его биографическая повесть "Записки врача", изданная в 1900 году. В начале XX века она произвела эффект разорвавшейся бомбы, вызвав волну негодования во врачебных кругах. Выходили не только гневные статьи, но и целые книги-опровержения. Доктора опасались, что широкая аудитория после прочтения откровений их коллеги настроится против медицины как науки в целом и врачей в частности.

А дело в том, что в то нелегкое время практически не существовало бесплатной медицины, врачи в основном жили за счет частной практики или, имея степени и звания, за счет преподавательской деятельности в медицинских университетах. Те же пациенты, которые не могли оплатить услуг врача, были вынуждены обращаться в клиники при университетах, где служили буквально "учебным пособием" для студентов-медиков, и получали лечение бесплатно в обмен на разрешение присутствовать при процедурах или операциях целых учебных групп. В особо незавидном положении оказывались неимущие женщины-крестьянки с гинекологическими проблемами, большинство из которых предпочитало умереть от опасного недуга, нежели оголиться перед группой молодых врачей.

В повести «Записки врача» Викентий Вересаев поднимает целый пласт нравственно-этических проблем, с которыми сталкивается молодой врач, не только думающий, но и способный сочувствовать пациенту. Он рассуждает о том, быть или не быть в профессии, о том, что нужно врачу для того, чтобы вести успешную практику, как пережить неизбежные фатальные ошибки при несовершенстве возможностей медицинской диагностики того времени и ошибки, совершенные вследствие нехватки опыта (что неизбежно для молодого врача, вынужденного вести частную практику в отдаленной местности в одиночку).  Врач берет на себя моральную ответственность, но не дает никаких гарантий. Верно расхожее выражение о том, что у каждого врача свое кладбище. И надо быть очень смелым, человеком, чтобы обнародовать столь личные воспоминания, которые могут подчас шокировать неподготовленного читателя.  Более того, у него хватило терпения и выдержки ответить своим коллегам-оппонетам, обрушившимся на него с безжалостной и бесстыдно искажающей смысл написанного им критикой.

Что же заставило автора написать и издать эту книгу? Попробуем порассуждать, опираясь на анализ его почерка.

Перед вами коллективное письмо, написанное рукой В. Вересаева.

Источник изображения: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/ila/ila24942.htm

Во-первых, человек он глубоко эмоциональный, но умевший прекрасно себя контролировать. Все принимал близко к сердцу, стараясь внешне не подавать вида. Очевидно, что он долго накапливал переживания, пока их уровень не достиг критической отметки, после которой он молчать уже не мог. Просто обсуждения своих переживаний с кем-либо тет-а-тет уже было недостаточно, требовалось заявить о них во всеуслышание, тем самым, возможно, негласно испросить прощения и одобрения со стороны пациентов, оправдать медицинскую науку, рассказать о том, что если бы не сотни неудач и врачебных экспериментов, ценою жизней не абстрактных пациентов, а конкретных живых людей, человечество никогда не вооружилось бы методами мед. помощи, не получило бы необходимых вакцин, и было бы обречено на мучительные смерти от всевозможных заболеваний и ранений.

Основа формы почерка – глубокие гирлянды (обладатели глубоких гирлянд в почерке склонны накапливать внутреннее напряжение, которое рано или поздно выплескивается наружу). При этом форма не лишена индивидуальности.  Вертикальный наклон. Преобладание контракшн (CNR). Ровные строки.

Во-вторых, это глубоко гуманный, небезразличный человек. И в этом заключалось основное противоречие. С одной стороны, он стремился искренне помогать пациентам, а с другой стороны, как и любой врач, совершал фатальные ошибки, что приводило его в душевное смятение, и он даже задумывался о своей психологической пригодности для врачебной деятельности.

Гирляндный почерк с преобладающей средней зоной.

В-третьих, ему важно быть понятым, услышанным. Мнение окружающих для него весьма важно.

Социальный склад личности характеризуется гирляндностью формы и доминированием средней зоны.

В-четвертых, внимателен, острожен, вдумчив, не склонен рисковать, консервативен. Но в силу специфики профессиональной деятельности рисковать приходилось и часто, что также лишало его равновесия.

Медленная продуктивная скорость, подробность формы, резко обрывающиеся тупые окончания штрихов, преобладание контракшн (СNR).

В-пятых, человек  долга. Ответственный по своей природе, не терпящий любительства и халатности. По своему, максималист.

Медленная продуктивная скорость, подробность формы, заметная доля стилизации, конвенциональная организация.

В этой книге он ищет оправдания не только собственным действиям, но и врачебным методам того времени, как бы обращаясь к пациентам с просьбой по возможности понять и принять, что у медицины и каждого конкретного врача того времени просто не было другого пути.



[1] Краткая биографическая справка

Источник фото http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/89854/96/Varlamov_-_Bulgakov.html

В.В. Вересаев (4 (16 н.с.) января 1867 – 3 июня 1945). Родился в Туле в семье врача, основавшего в Туле больницу, санитарную комиссию и Общество тульских врачей, а мать открыла первый детский сад. Вересаев вырос в атмосфере служения людям.

Настоящая фамилия Викентия Викентьевича Смидович. Вересаев – это литературный псевдоним.

Окончил тульскую классическую гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петербургского Университета, и, закончив учебу в 1888 году, поступает на медицинский факультет Дерптского университета. С 1894 года ведет врачебную практику.  Участвовал в качестве военного врача в Русско-японской войне (по возвращении издает «Рассказы о войне»). В 1911 году по его инициативе было создано «Книгоиздательство писателей в Москве».  В 1943 году ему была присуждена Государственная премия.

 

Виктория Косогова

Институт Графоанализа Инессы Гольдберг