8 (925) 820-70-89

humanscan@yandex.ru

г. Москва,

ул. Вавилова д. 48

10:00 - 20:00

Пн - Пт

Откуда берутся «воздушные замки» в вопросах карьеры и успеха?

Слежу за рынком образовательных информационных продуктов с 2011 года. Мне было интересно, что пишут авторы в смежных темах — онлайн-курсы, тренинги, мастер-классы. В основном продавали курсы по заработку на чем угодно. Тогда был виден тренд на построение воздушных замков и создание у клиентов завышенных ожиданий. Сегодня это тренд продолжается. У тех, кто продает «быстрые результаты», много клиентов.

Почему вообще человек верит, что возможно стать успешным, выполнив пошаговую инструкцию. Вроде бы если объективно посмотреть на людей, которые профессионально состоялись, то легко заметить, что результат дало погружение в свою сферу деятельности на протяжении нескольких лет. Но люди верят, что можно обучиться на недельном курсе и зарабатывать сотни тысяч. Откуда такая наивность?

Во-первых, наивность формирует маркетинг. Потому что маркетолог, который хочет продать услугу, занимается изучением реакции людей на рекламные сообщения. Если написать «пройди 1 год обучения и 2 года практики и станешь зарабатывать от 50 т. р.», то отклик будет слабый. Если написать «пройди 2 дня обучения и будешь зарабатывать от 100 т. р.», — заинтересуются больше людей. Потому что обещание жирнее и нужно приложить меньше усилий. Показатели отклика на рекламу заставляют маркетологов обещать золотые горы за короткий срок. Если обещали короткий срок, то нужно соответствовать, и курс стараются ужать. А что, если клиент не получит золотые горы? Ничего страшного — клиент сам себе объяснит, что сделал что-то не так.

Во-вторых, человек верит той информации, которая соответствует существующим установкам. А люди изначально по природе склонны действовать так, чтобы сэкономить силы, по пути наименьшего сопротивления. Поэтому идея получить что-то без усилий близка многим. Когда нет жизненного опыта или опыта в какой-то сфере, то человеку можно внушить что в жизни все очень просто — главное следовать инструкции, которой с тобой поделятся за скромную сумму.

В 21 год, я тоже в это верил. Когда выбирал курсы по созданию сайтов, ключевым для решения стало обещание научить за 1 месяц зарабатывать N рублей. Сайты научился делать, поэтому нельзя сказать, что время потратил зря. Но оказалось, что для заработка на своем сайте даже половины от обещанной суммы, нужно было работать одному за целую редакцию. Я купился на обещание быстрого результата, но оно использовалось только как приманка. Получается, что даже если продавец хочет просто чему-то научить, то рынок толкает «пристегнуть» в рекламное сообщение сладкие обещания. Без них хуже покупают.

Проблема в том, что идея — «возможно получить много, легко и быстро» — за десять лет укоренилась в сознании. Особенно у молодых людей, которые слушают и впитывают маркетинговые истории успеха. Кроме этого, они усваивают, что для продаж нужно точно также имитировать успех и рассказывать «взрывные» кейсы.

Когда молодой человек понимает, что на самом-то деле предстоит потрудиться, он быстро бросает дело. По моим наблюдениям люди скорее склонны делать вывод, что им продали нерабочую инструкцию, но верят, что инструкция на самом деле где-то есть. И они идут ее искать.

Раньше было само собой разумеющееся, что для успеха нужно долго работать над собой, набираться знаний и опыта. Сейчас есть интернет, который ускорил многие процессы, но не поменял принцип — «накапливай знания и опыт — будет выхлоп». Но люди теперь думают, что интернет ускоряет и личный успех. В сознание внедрена новая установка — «ищи способ получить быстро, много и без усилий».

Следуя этому принципу, молодой человек далеко не уходит, а годам к 23-25 напряжение от своей несостоятельности усиливается максимально. Примерно в таком возрасте люди приходят ко мне на диагностику и консультацию по профориентации.

Отсутствие результатов и неудовлетворенность жизнью постепенно подводит к осознанию, что не бывает мгновенных результатов. Тогда человек перестанет смотреть на все через розовые очки, но уже много времени потрачено на беготню за быстрым успехом и деньгами.

Пока не будет всеобщей пропаганды реализма, никакого ухода от воздушных замков не произойдет. Поэтому часть амбициозной молодежи будет запаздывать с началом осознанного и вдумчивого пути к успеху. Те, кто получит прививку реализма, опередят любителей быстрых результатов и добьются большего в своем возрасте.