+7 (925) 820-70-89

humanscan@yandex.ru

г. Москва

10:00 — 20:00

ПН — ВС

Что делать в 20 лет, чтобы не потерять вкус жизни в 40

Среди моих клиентов много людей 30-40 лет. Казалось бы, что вопрос профориентации и самопознания больше актуален для молодых людей — старшеклассников и студентов. Но чаще обращаются люди за 30, которые чувствуют, что ошиблись в жизни или зашли в тупик. Проблемы, которые проявляются в этом возрасте — следствие неверно принятых решений и накопленный груз проблем ранней молодости. Расскажу свой взгляд на причины этих ошибок и способ их не повторять.

У каждого человека есть внутренние конфликты и личностные проблемы, которые мешают по жизни. Но в молодости избыток энергии, играют гормоны, поэтому возникает ощущение, что все и так нормально, что не стоит придавать им значение. Человек убегает от психологических проблем и нарастающей тревоги при помощи материальных целей. Кажется, что станет лучше после наступления определенных событий — женюсь, выйду замуж, получу должность, стану больше зарабатывать. Или после получения желанных вещей — куплю квартиру, машину, дачу.

Таким образом, всегда есть точка на горизонте, к которой человек стремится. Он приходит в неё, испытывает удовольствие, а потом снова ощущает пустоту. И ищет новую точку. Известно, что путь кажется коротким и менее утомительным, если разбит на отрезки. Поэтому достижение 2-3 целей, на которые были возложены большие ожидания, создает ощущение, что время пролетело очень быстро, а удовлетворения от жизни все еще нет. Если жить так, двигаясь от точки до точки, гонясь за неуловимым чувством, вас будет преследовать ощущение потери времени и зря прожитой жизни.

На самом деле, вкус жизни возникает только когда есть сверхзадача — большая цель на всю жизнь. Тогда движение к промежуточным целям дает наполненность и осмысленность. Наличие сверхзадачи — не означает пренебрежение бытовым счастьем, отказ от комфорта, от семьи, не всегда предполагает самопожертвование.

Сверхзадача

Чтобы было интересно, нужна сверхзадача, которая обязательно должна согласовываться с ценностями. Ценности зависят от характера и предрасположенностей. Чтобы их понять, нужно разбираться в себе. Эффективный способ, который я использую в работе — психодиагностика через графологический анализ и проективные методики, при помощи которых составляю подробный психологический портрет и определяю глубинную мотивацию, некоторую базовую функцию человека в мире. Не обязательно одну.

Сегодня популярно понятие «предназначение». Люди иногда понимают его в эзотерическом смысле, а иногда слишком буквально. Предназначение не может быть определено как конкретная должность или профессия. У человека есть качества, которые применимы во многих областях жизни. Предпочтения и способы реализации зависят от жизненного опыта, окружения, воспитания, а также ситуации в мире и востребованности конкретных навыков. Предназначение возможно сформулировать только в виде абстрактной роли.

Пример предназначения, как одной из базовых функций, которую человек выполняет всегда, — учить людей. Но это не значит, что человеку обязательно быть учителем или преподавателем, тренером или консультантом. Лучшее обучение — передача обобщенного личного опыта, который применим для других людей. Т.е. учителю, чтобы быть полезным и эффективным, нужно вести активную жизнь, работать, пробовать себя в интересующих областях. Чтобы учить и быть востребованным — нужен уникальный опыт и высокая квалификация в деле. Значит, получение опыта будет занимать большую часть времени. Какого типа вы учитель — зависит от многих качеств, в том числе от витальности, уровня развития личности и амбициозности.

Еще один пример предназначения — функции, которую человек проявляет всегда — удержание систем в равновесии. Это тип консервативного человека, который всегда против изменений, который заботится об устойчивости и неизменности структуры в которой работает или за которой наблюдает. Эта функция полезна во многих случаях, и применима в разных профессиях. Человек, может реализовывать ее в управлении фирмой, в устранении технических неисправностей, в политике, в сохранении культурных традиций.

Помехи

Наличие сверхзадачи и понимание предназначения сами по себе ничего не дают. К ним еще нужно начать движение. Внутренние конфликты возникают как раз из-за наличия помех самореализации, которые могут быть внутренними, внешними и косвенными. Далее наиболее часто встречающиеся случаи из практики, которые мешают постановке сверхзадачи и блокируют действия.

Внутренние помехи — неуверенность в себе, низкая самооценка, эмоциональные проблемы, тревожность. Все это мешает получать жизненный опыт и двигаться вперед. Если скованы комплексами, вам страшно проявлять себя, соответственно, застреваете на низовом уровне. Неадекватная самооценка не дает понять, что у вас есть способности, а значит и шансы на успех.

Внешние помехи — на пути к целям возникают препятствия; там, где собирается больше одного человека появляется конфликт интересов. Важно уметь преодолевать их, а для этого необходима психическая устойчивость, отсутствие внутренних помех, а также конкретные знания. Некоторые люди боятся конфликтов любого рода. Даже решение о смене профессии — это потенциальный конфликт с родственниками, с начальством, с окружением. Мысль, что предстоит со всеми объясняться, что придется столкнуться с давлением — останавливает человека. В результате он живет с принятым решением, но вынужден бороться с собой, объяснять себе его ошибочность. А на самом деле — это страх конфликта.

Косвенные помехи — это проблемы в сферах жизни, которые напрямую не связаны с профессиональной самореализацией. Например, токсичные отношения, отсутствие полноценной сексуальной жизни — приводят к снижению качества жизни. Из-за неудовлетворенности возникает конфликт мотивации — тело хочет близости, а вы волевым усилием направляете его на решение деловых задач — поэтому идет перерасход энергии, снижается способность к концентрации, повышается отвлекаемость, все вокруг кажется тусклым. Проблемы в общении возникают от неумения открыто выражать чувства, от подавления переживаний, от непонимания своих эмоций, и как следствие неспособности к эмпатии.

Три группы помех взаимно подкрепляют друг друга, поэтому круг бывает трудно разорвать. Диагностика через проективные методики позволяют прояснить иерархию мотивов, понять в каких сферах конфликты наиболее остры и наметить план действий для устранения.

Чтобы в 30-40 лет не впасть в депрессию, не оказаться перед фактом, что впустую потратили треть жизни, нужно все время уделять внимание прояснению целей, психологической гигиене и равномерному развитию всех сфер жизни. Важно уже с 20 лет ставить задачу — разобраться в себе, определить большую цель и начать движение к ней.

Максим Васильченко,
психолог, графолог