Легко заметить, что с взрослением почерк человека отдаляется от стандарта прописей — упрощается, искажается или дополняется новыми деталями. Формируется индивидуальный стиль письма. И это нормально, ведь почерк отражает личность — темперамент, характер, психологическое состояние. Не бывает одинаковых почерков, потому что люди разные. Однако встречаются схожие.
Например, есть взрослые люди, которые больше других заботятся о красоте письма, хотя за ними давно никто не следит. На самом деле и умение писать красиво, и даже стремление (иногда не получается) как-то характеризует человека. Расскажу, как именно, на двух примерах.
Для начала признаем, что мнение людей о красоте почерка субъективно, но главным ориентиром считаются школьные прописи. Почерк считается красивым, если выдержана стандартная форма, или почерк каллиграфический, или с эстетическими изгибами, завитушками. Каждый случай «красоты», в зависимости от стиля исполнения и графологических обстоятельств, будет говорить о разных нюансах характера, но у авторов будет нечто общее.
Конечно, графологи не оценивают красоту, из-за субъективности этого понятия. Мы используем другое понятие — «почерк с акцентом на форме». Самая простая интерпретация этого явления — для человека важна внешняя сторона вещей. Такая особенность может, как помогать, так и мешать в жизни.
Перечислю некоторые случаи акцента на форме. Человек пишет медленно и старательно, получаются буквы как в прописях. Человек пишет медленно и старательно, но получается некрасиво. Человек пишет быстро и небрежно, получается красивый почерк. Человек пишет быстро и небрежно, получается некрасиво. Т. е. «акцент на форме» не всегда означает красоту. А красота не всегда бывает при «акценте на форме».
Опишу особенности двух типов «красоты»:
— Старательно выписанный «почерк отличника» при медленной скорости*.
— Почерк «красивый», за счёт оптимизации движения при высокой скорости*.
*имеется в виду графологическая скорость, которая определяется не по секундомеру, а по сочетанию признаков.
Каждый тип по-разному будет характеризовать автора. Взгляните на первый образец.
Его «красота» заключается в близости к стандартам прописей. Он медленный и подробный. Движение застывшее и не продвигается вперёд. Если взрослый человек пишет так, даже когда делает заметки для себя, — значит, в жизни для него форма значит больше, чем содержание. Человек предъявляет окружающим социальную маску, как бы говорит — «смотрите, я хороший и правильный». Так проявляется психологическая особенность, которая лишает человека спонтанности и непосредственного проявления личности. Человеку трудно адаптироваться к изменениям. Посмотрите на следующий образец.
Он не каллиграфический и отличается от стандарта, однако сохраняется эстетика. Отличие от первого в том, что человек так пишет на скорости. Не заботясь о форме, у него получается сохранять структуру и читабельность. Это говорит о быстром мышлении и способности адаптироваться в жизни. Человек ведет себя естественно и не пытается казаться кем-то другим.
Когда взрослый человек пишет бегло, при этом красиво и разборчиво, это говорит о желании быть понятым, стремлении к социальным контактам, сохраняя настоящее лицо. Но если произошло смещение на цель — создавать «правильное» впечатление — человек служит маске, боится, что таким, какой есть, его не примут.
Важно! Не стоит судить о себе и других людях, если находите сходства с приведёнными образцами. Чтобы узнавать графологические синдромы и делать правильные выводы нужно долго учиться. Очень просто ошибиться, если не знать нюансы работы графолога.
Хотите попробовать возможности анализа почерка для выбора профессии? Приглашаю вас на демо-встречу, где мы обсудим ваш запрос, и я по почерку расскажу о ваших особенностях, которые сразу же продвинут вас в поисках себя. Чтобы записаться, заполните короткую анкету.
Максим Васильченко,
психолог, графолог