Оскар Уайльд — ирландский писатель и поэт, известный романом «Портрет Дориана Грея». Считается создателем эстетизма в литературе, который заключался в том, что красота в жизни должна преобладать над этикой, моралью, бытом.
Оскар с детства отличался общительностью, оригинальностью мышления, особым чувством юмора. Позднее, во время учебы в Оксфорде избавился от ирландского акцента, развил навыки красноречия. Впервые он проявился как писатель в университете, получил престижную студенческую премию на ежегодном конкурсе поэм.
В 1878 году Уайльд переезжает в Лондон. Он сумел привлечь к себе внимание необычным внешним видом, остроумием, самоиронией, рассуждениями, которые выражали пренебрежение к общепринятым правилами. Его охотно звали на различные светские мероприятия. Если учитывать, что тогда были времена господства викторианской морали, то он отличался эпатажным поведением.
Он позволял себе достаточно эгоцентричные высказывания. Например, в 1882 году, получив первую известность, во время путешествия в Америку подошедшим к нему с расспросами репортерам он заявил: «Господа, океан меня разочаровал, он совсем не такой величественный, как я думал». Проходя таможню, на вопрос о том есть ли у него что-либо, подлежащее декларированию, по одной из версий, он ответил: «Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности».
В 1890 году выходит роман «Портрет Дориана Грея». До 1895 года у него выдались самые активные годы в творчестве. Под его авторством выходит множество статей, пьес, стихов. Он переживает пик славы. Однако уже через 5 лет Оскар Уайльд умрет мучительной смертью в изгнании во Франции, где он прожил последние 3 года под другим именем и фамилией.
В конце 19 века в английском обществе царила сильная этика, нетерпимость к нарушениям правил, не допускалось проявление разных форм сексуальности. У Оскара Уайльда был роман с лордом Альфредом Дугласом. Пару множество раз шантажировали оглаской гомосексуальных отношений, вымогали крупные суммы за молчание. Отец Дугласа также был против их встреч. В результате обвинений маркиза Куинсберри, Оскар Уайльд предстает перед судом за содомию. Присяжные признали его виновным в «грубой непристойности» с лицами мужского пола, и он был приговорен к двум годам каторжных работ. Тюрьма сломила писателя. После освобождения он прожил всего 3 года.
При помощи анализа почерка, давайте посмотрим, каким он был человеком наедине с собой. Мне было интересно узнать, какие впечатления современников были ложными, то есть не соответствовали внутренней сущности писателя. В судьбе Оскара Уайльда я увидел трагедию, к которой привело противоречие между его свободным характером и консервативным обществом.
Мы видим, что почерк уникальной формы, нитеобразный, со спонтанным движением. В графологическом синдроме это говорит о самостоятельном и оригинальном уме. Такое мышление дает способность к импровизации. При развитом красноречии, чувстве юмора, самоиронии ему было легко притягивать внимание людей. Известно, что в Оксфорде у него была репутация человека, который блистал без особых усилий.
Яркое отличие письма в больших расстояниях между словами, буквами строками. Эти признаки в соответствующих графологических синдромах говорят о том, что он был человеком мыслительного типа, с развитым воображением, а также рассеянным и немного оторванным от реальности. В организации доминируют пустоты, что сигнализирует об эмоциональных проблемах, психологических травмах и сложностях с адаптацией в обществе. Он часто погружался в фантазии, что было не только природным свойством мышления, но и формой защиты.
Он не был практичным человеком, о чем свидетельствовали тонкие линии, слабый нажим, раздельность, неразвитость нижних зон. Картина почерка говорит, что он предпочитал решать проблемы через уход в мир духовности. Склонности к идеализму подтверждаются некоторыми работами. Например, в трактате «Душа человека при социализме» он отвергал идеи брака, семьи и частной собственности. Уайльд утверждал, что «человек создан для лучшего назначения, чем копание в грязи».
Также я упоминал его высказывания о собственном величии. Возникает вопрос, был ли он эгоцентриком, нарциссом. На самом деле, нет. В почерке нет сосредоточенности на форме, нет соблюдения стандартов прописей. Напротив, стиль письма говорит об отвержении социальной маски, нежелании принимать правила и условности. Оскар Уайльд обладал независимым характером, его мало волновало, как он выглядит в глазах окружающих. Предположу, что высказывания были связаны со звездной болезнью. Также не исключено, что он просто понимал, что нужно говорить, чтобы привлечь внимание.
Люди с нарциссическими травмами с большим трудом пересматривают отношение к себе, так как их самолюбование исходит из психологических защит. У меня есть ощущение, что Оскар Уайльд после заключения осознал свою звездную болезнь и сделал выводы в последнем произведении «Баллада Редингской тюрьмы». Герой баллады всю жизнь воспринимал себя особенным, но вдруг понимает, что он один из многих грешников, не более. То, что он трактовал как избранность, на самом деле было пороком. Грехов много, и они не уникальны, а вот раскаяние и сострадание — то, что связывает всех. Он приходит к мысли, что все люди объединены общим чувством вины перед ближним за слабость, корысть, жажду наживы.
Оскар Уайльд по психотипу был романтиком, который склонен отрицать материальное, прикладное. В мире идей и фантазий ему было лучше. Когда общество его возвысило за талант и заслуги, он мог комфортно жить и процветать. После серьезного столкновения с викторианскими законами, он не сумел оправиться. По природе писатель не был приспособлен к физическому труду, поэтому неудивительно, что каторга его сломила морально и подорвала здоровье.
В образце почерка, который мы разбирали, Уайльд отвечает на вопрос о смысле строки в предисловии к «Портрету Дориана Грея»: «Все искусство совершенно бесполезно». Он объясняет свои слова так:
«Произведение искусства бесполезно, как бесполезен цветок. Цветок расцветает для собственной радости. Мы получаем момент радости, глядя на него. Вот и все, что можно сказать о нашем отношении к цветам. Конечно, человек может продать цветок и таким образом сделать его полезным для себя, но к цветку это не имеет никакого отношения. Это не является частью его сущности. Это случайно. Это неправильное использование».
Такова судьба Оскара Уайльда и ее отражение в почерке.
Максим Васильченко,
психолог, графолог