+7 (925) 820-70-89

humanscan@yandex.ru

г. Москва

10:00 — 20:00

ПН — ВС

2. Психология труда в традиционном обществе

Предыдущая статья Учёт современной психологии для выбора профессии и образа жизни.

Первобытно-общинный строй характеризовался тем, что люди жили небольшими группами – общинами. Общины были относительно независимы друг от друга, так как кормили себя сами. Все что собиралось, выращивалось, изготавливалось, шло на нужды этой же общины. В обмене продуктами труда не было острой нужды, поэтому общины существовали обособленно друг от друга. Если говорить о психологии членов общины, то можно сказать, что в то время еще не существовало индивидуальности. Человек не осознавал себя как нечто отдельное – он воспринимал себя частью природы, частью общины. Жизнь была очень простой с психологической точки зрения. Каждый человек был приспособлен к какому-то труду, приносил пользу. Люди в общинах не испытывали чувства одиночества и тревог от неспособности самоопределиться.

В средние века с ростом плотности населения, с развитием приспособлений для труда начали образовываться излишки производимых продуктов, которые люди начали обменивать на какие-то другие материальные ценности или услуги.  Со временем начали образовываться первые города, в которых люди в основном были заняты не сельским хозяйством, а ремеслом. Города стали центром торговли, где можно было обменять свои товары на необходимые продукты и предметы. В средневековом обществе экономическая организация городов была сравнительно статичной. Ремесленники были объединены в цехи; каждый мастер имел одного или двух подмастерьев, а количество мастеров определялось необходимостью удовлетворения общих нужд города. В начале средних веков производительность труда была низкой, так как преобладал ручной труд. Каждый человек мог легко прогнозировать, что сможет обменять все, что произвел и чувствовал, что сможет обеспечить себе стабильный заработок.

Средневековое общество, в отличие от современного, характеризовалось отсутствием личной свободы. В раннем средневековье каждый был прикован к своей роли в социальном порядке. Человек почти не имел шансов переместиться социально – из одного класса в другой – и едва мог перемещаться даже географически, из города в город или из страны в страну. За немногими исключениями, он должен был оставаться там, где родился. Часто он даже не имел права одеваться, как ему нравилось или есть что ему хотелось. Ремесленник был обязан продавать за определенную цену, а крестьянин – в определенном месте – на городском рынке. Член цеха не имел права передавать технические секреты своего производства кому бы то ни было за пределами цеха, и был обязан допускать своих коллег по цеху к участию в каждой выгодной сделке по приобретению материалов. Личная, экономическая и общественная жизнь регламентировалась правилами и обязанностями, которые распространялись практически на все сферы деятельности. Воспитание было традиционным, т.е. сословным. Если человек рождался в привилегированном сословии, то он мог спокойно рассчитывать не все блага, не занимаясь физическим трудом. Человек, рожденный в сословии рабочих, обязательно становился рабочим. Переходи из низшего сословия в высшее был невозможен. В зависимости от сословия человек получал соответствующее воспитание. Чем выше сословие, тем больше человеку дозволялось свободы.

Но хотя человек не был свободен в современном смысле, он не был при этом ни одинок, ни изолирован. Занимая определенное, неизменное и бесспорное место в социальном мире с самого момента рождения, человек был закреплен в какой-то структурированной общности; его жизнь была с самого начала наполнена смыслом, что не оставляло места сомнениям, они и не возникали. Личность отождествлялась с ее ролью в обществе; это был крестьянин, ремесленник или рыцарь, но не индивид, который по своему выбору занимается тем или иным делом. Социальный строй рассматривался как естественный порядок, и, будучи частью этого порядка, человек ощущал уверенность, чувство принадлежности к нему.

Конкуренция была сравнительно невелика. При рождении человек попадал в определенное экономическое положение, которое гарантировало ему определенный, освященный традицией жизненный уровень, хотя и влекло за собой экономические обязательства по отношению к вышестоящим в социальной иерархии. Однако в пределах своей социальной сферы индивид имел достаточную свободу выражения собственной личности в труде и в эмоциональной жизни. Хотя в то время не существовало индивидуализма в современном смысле неограниченного выбора жизненных путей, зато было достаточно много проявлений конкретного индивидуализма в реальной жизни.

Следующая ступень развития ремесленного производства была связана с тем, что начала расти дифференциация труда внутри цехов. Некоторые ремесленники в своих цехах могли себе позволить иметь больше подмастерьев. В более крупных объединениях производительность труда росла быстрее. Стали появляться  первые мелкие монополии, которые могли извлечь больше выгоды с торговли. Объемы продаваемых товаров все больше увеличивались; появились монополисты, которые стали угрозой существования для мелких ремесленников и торговцев. Отдельные ремесленники не выдерживали конкуренции с крупными цехами, так как те могли свободно регулировать цены. С укрупнением цехов ремесленнику с улицы стало труднее попасть в цех – туда начали принимать только с определённым капиталом.  Возникло значительное расслоение общества на богатых и бедных. Монополисты укрепляли свои позиции, а мелкие торговцы и ремесленники все больше прозябали.

Экономическая ситуация сильно сказалась на психологической атмосфере общества. У людей росло беспокойство из-за неустойчивости своего экономического положения. К труду начали относиться как к наивысшей ценности. Люди стали больше обращать внимание на эффективность своих действий, впервые возникло современное понятие времени, люди стали считать минуты. Продуктивность приобрела роль одной из высочайших моральных ценностей. В то же время стремление к богатству и материальному успеху стало всепоглощающей страстью. Проповедник Мартин Бутцер говорил: «Все вокруг ищут занятий, дающих наибольшую выгоду. Все готовы променять науки и искусства на самый низменный ручной труд. Все умные головы, наделенные Господом способностями к более благородным наукам, захвачены коммерцией, а она в наши дни столь проникнута бесчестностью, что стала наипоследнейшим делом, которым мог бы заниматься достойный человек».

Общество постепенно переставало быть сословным. Человек не мог спокойно рассчитывать на гарантии своего социального статуса данного от рождения, теперь все зависело от его собственных усилий.

Читать далее Отношение к труду в индустриальном обществе.

Максим Васильченко,
психолог, графолог