Этот вопрос актуален уже лет 30, но многие люди до сих пор не понимают, что современное высшее образование не дает никаких знаний и конкурентных преимуществ. Редкое исключение составляют учебные заведения, где нужна специальная материальная база, например, медицинские. Независимо от престижности вуза, люди после выпуска в 22 года понимают, что они не знают себя, не определились кем хотят быть, не понимают какие квалификации востребованы на рынке труда.
Я занимаюсь психодиагностикой для профориентации через проективные методики и ко мне несколько раз обращались из университетов, чтобы провести обзорные занятия по способам самоопределения. Из общения с работниками образования узнал, что в вузах верят, что сегодня в России есть проблема безработицы. Даже я, проработав в разных сферах по опыту знаю, что все наоборот — огромный дефицит кадров. Любой hr подтвердит, насколько трудно найти подходящих сотрудников на должности требующие квалификации.
Как возможна такая ситуация? Очень просто. То, чему учат в вузах никому не нужно. Студенты не видят связи знаний с реальностью, понимают, насколько устаревшие вещи им преподают, поэтому отказываются что-то усваивать. Выпускники не востребованы на рынке труда, испытывают трудности с поиском работы, отсюда и представления о безработице. Да, безработица для бесполезных кадров существует. Из-за того, что на рынок труда выходят массы работников без необходимых знаний и навыков, в коммерческих организациях наблюдается дефицит кадров. Они вынуждены формировать внутри HR-подразделения, которые занимаются обучением тому, что нужно для их бизнеса.
Чтобы не совершать ошибки и сформировать представление о происходящем и о перспективных направлениях рекомендую статью — Система профориентации умерла. Что придет ей на смену?
Получается, что человеку после выхода из университета нужно заново учиться чему-то реальному. У молодых людей, которые не задумывались о будущем, паника — я ничего не умею! я ничего не знаю! С нулевым набором навыков от безысходности они устраиваются на работу не требующую квалификации. Вопрос: зачем было тратить столько лет, чтобы в результате ничего не знать, ничего не уметь и не понимать, что делать в жизни?
Те, кто делает ставку на государственное высшее образование и надеются, что на работу принимают по названию вуза и цвету диплома совершают ошибку. Самое страшное, что они верят, что происходившее 5 лет — это и есть высшее образование. Поэтому у них неадекватные критерии выбора и затруднения с различением полезных и бесполезных курсов, если они все же решают научиться чему-то востребованному.
Сегодня получение настоящего образования — личная ответственность каждого человека. Не получиться переложить ответственность на вуз или родителей, которые дали ложное направление. Да, вы могли провести несколько бессмысленных лет в вузе, но это не означает, что все потеряно. Важно определиться с направлением, которое соответствует вашим интересам и склонностям, и искать возможности учиться на практике; при необходимости пройти короткие практические курсы, чтобы зайти на стартовые позиции.
Задумайтесь, какие профессии вам известны? Попробуйте написать 10 востребованных профессий, где возможно применить ваши интересы. Трудно? Может, стоит расширить кругозор и поинтересоваться чем люди занимаются с удовольствием и за что получают достойную оплату. Люди в современном мире заняты такими делами, которые системе образования не известны, поэтому в вузе вам не от кого было о них узнать.
Кому актуален вопрос поиска себя, отдельно прочитайте Полную инструкция для выбора подходящей профессии в любом возрасте. Там максимально коротко, но подробно изложена практическая информация, которую раньше всегда повторял на консультациях по профориентации, а теперь отсылаю к статье.
Максим Васильченко,
психолог, графолог